• Тел.: 8 (351) 263-65-93
  • Е-mail: uszn46@minsoc74.ru
Главная »  Отдел семьи и назначения детских пособий »  Рекомендации родителям развитие фонематического слуха.

Рекомендации родителям развитие фонематического слуха.

        Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.

        Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

        Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если у ребенок плохо умеет различат звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

        В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с детства, к пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие (к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.).

        Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

·       Наша речь состоит из предложений.

·       Предложения состоят из слов.

·       Слова состоят из звуков.

·       Звук - это то, что мы слышим и          произносим.

·       Буква - это то, что мы видим и пишем.

·       Звук на письме обозначается буквой.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

­ Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

­ В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

­ На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

­ Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

­ Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

­ Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

­ Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

­ Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

­ Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

­ Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

­ Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

­ Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

­ Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

­ Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

­ Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

 

Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста.

        Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:

v  Услышишь звук – хлопни в ладоши.

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

v  Внимательный слушатель.

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

v  Найди нужное слово.

По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

v  Зоркий глаз.

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

v  Сложи звук.

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

v  Скажи наоборот.

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

v  Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

v  Подумай, не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дата публикации: 23 июня, 2017 [16:18]
Дата изменения: 23 июня, 2017 [16:18]
Опрос 2023 опрос минтруд Кризисный центр города Челябинска комплексный центр социального обслуживания год семьи объясняем рф семейный мфц Официальный сайт Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями» Сайт Администрации г.Челябинска Интернет приемная Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями Национальный проект Демография Национальные проекты Национальные проекты России Пожарная безопасность Добро.ру
Яндекс.Метрика